Наш адрес : Загребский бульвар, дом 42
Телефоны : +7 (812) 778-63-11, 778-40-06
Государственное казённое учреждение здравоохранения
 
  О Нас
  Лечебная деятельность
  Педагогическая деятельность
  Рекомендации психолога
  Попечительский совет
  Целевая подготовка специалистов
  Защита и обработка персональных данных
  Безопасность и антитеррор
  Школа приемных родителей
  Усыновление
  Питание детей
  Доступная среда
  Охрана труда
  Отчеты о деятельности Дома ребенка.
  Спонсоры
  Первичная профсоюзная организация
  Противодействие коррупции
  Родителям
  Нужды Дома ребёнка
  Новости
  Вакансии
  Гостевая книга
  Обращение к главному врачу
  Контактная информация
  Оценка качества оказания услуг
 
Войти под своим логином
Восстановление забытого пароля
Регистрация на сайте
 

Лента новостей

27.11.25 

22.11.25 

27.10.25 

14.10.25 

04.10.25 

04.09.25 


Рекомендации психолога

Социальная адаптация детей в доме ребенка

Автор: Степанова А.А., педагог-психолог .

Словарь психологических терминов трактует термин «Адаптация социальная» 

(от лат. adapto – приспособляю и socialis – общественный) как постоянный 

процесс приспособления индивида к условиям социальной среды, а также 

результат этого процесса приспособления.

Рождаясь, ребенок попадает в среду, преобразованную человеком. 

Любое изменение условий жизни малыша является для него сильным 

стрессовым фактором. В доме ребенка существует несколько критических ситуаций адаптации:

     Поступление ребенка из больницы;

     Поступление ребенка из семьи;

           Переход из изолятора в группу;

     Появление брата/сестры  ребенка в группе, где он находится;

           Перевод в детский дом;

     Усыновление, опека.

По нашим наблюдениям, легче всего реагируют на смену обстановки дети первого года жизни. 

Они часто поступают из больниц, и приспособление ребенка к новым условиям жизни происходит лучше, 

если ребенок  минует изолятор и взаимодействует с чувствительным, отзывчивым и ухаживающим взрослым.

Дети после года, которые привыкли к условиям жизни  в своей семье и ее социальной ситуации, адаптируются 

к учреждению тяжелее. У них наблюдается снижение аппетита, вплоть до полного отказа от еды. 

В отдельных случаях может возникать невротическая рвота при кормлении и другие нарушения пищевого поведения.

Сон ребенка так же нарушен. Может наблюдаться медленное засыпание до 30-40 минут, частые пробуждения, 

сопровождающиеся плачем. Эмоциональное состояние ребенка длительно нарушено. 

Плач сменяется состоянием пассивности и безразличия. Пассивность сменяется состоянием 

повышенной раздражительностью. Проявляются  привычные патологические действия (сосание пальца, раскачивание и т.п.). 

Так же резко снижается двигательная и речевая активность. 

Если обратиться к «Диагностической классификации нарушений психического здоровья 

и развития детей от рождения до 5 лет», в ней выделен  раздел «расстройство адаптации».

Отдельно хочется отметить роль взрослого в процессе социальной адаптации ребенка к учреждению.

Очевидно, что все сотрудники, взаимодействующие с  вновь поступившим ребенком, 

должны знать признаки адаптационного синдрома.

В нашем учреждении созданы все  условия для обследования, лечения, оздоровления ребенка 

и стабилизации его психического состояния.

Все ухаживающие взрослые способствуют всестороннему развитию и сохранению 

психического здоровья ребенка, оставленного без попечения родителей.

Мы стараемся доброжелательно и терпеливо относиться к нашим малышам, 

помогая им пережить расставание с близкими взрослыми. Побуждаем к совместным 

действиям с предметами, поддерживаем потребности ребенка в доброжелательном 

внимании взрослого. Формируем представления о том, что делать можно, 

а чего делать нельзя (например, драться, отбирать игрушки).  

В отдельных ситуациях «озвучиваем» чувства самого ребенка («Ты огорчился», «Ты рад» и т.п.). 

Проводим игры с телесным контактом.

Состав  взрослых, взаимодействующих с ребенком, должен быть стабильным и постоянным. 

В случаях отпуска, администрация закрепляет постоянный персонал за группой детей, 

чтобы ребенок взаимодействовал со  знакомыми ему взрослыми.

После года мы знакомим детей с другими сотрудниками учреждения (врач водитель, дворник, повар), 

а также организовываем наблюдение ребенка за играми старших детей, животными, уличным транспортом.

Со старшими детьми на третьем году жизни можно  найти различные средства, 

позволяющие расширить познавательные способности ребенка. 

Мы проводим праздники,  вечера досуга и спортивные развлечения, где ребенок сначала участвует, 

как зритель, а затем включается в игру (при желании).

При  приёме в дом ребенка детей и семей, работа  организуется так же, как и при поступлении 

ребенка в дошкольные учреждения. Всем сотрудникам, которые взаимодействуют с ребенком, 

следует учитывать, что происходит резкая перемена привычных для ребенка условий: 

он теряет близких, ощущает себя потерянным. Стрессовая ситуация выражена ярко, 

вследствие чего у ребенка  возникает адаптационный синдром, а у некоторых детей 

процесс приспособления протекает тяжело.

Задача персонала учреждения: обеспечить по возможности наибольший контакт с ребенком; 

сдержанно реагировать на такие нарушения поведения, которые обусловлены стрессовым состоянием ребенка.


Особая ситуация происходит при усыновлении ребенка. Кандидаты в приемные родители и опекуны 

хотят обеспечить детям лучшие условия жизни, дать ласку и заботу, стать близкими родными для малыша. 

Психологи рекомендуют посещать ребенка в течение 10 дней без перерыва.             

Потенциальные приёмные родители  могут узнавать у воспитателей об особенностях поведения 

ребенка в группе, завязывать с ребенком личностные эмоционально-положительные контакты в ходе посещений. 

Для этого им предлагается  уточнить ряд вопросов с врачом-педиатром, неврологом и лор-врачом.

Примеры часто задаваемых вопросов:

    Каково здоровье ребенка;

    С какими специалистами семья с приёмным ребенком может взаимодействовать в дальнейшем.

С  наиболее близким ребенку сотрудником  учреждения приёмным родителям  предлагается обсудить, 
     следующие вопросы (часто этим взрослым является воспитатель или медицинская сестра):

    Распорядок дня в учреждении;

    Какая у ребенка любимая еда, от каких блюд он может отказываться;

    Какими  именами называли ребенка в группе и кем они были даны;   

                   Какими навыками самообслуживания обладает ребенок;

    Есть ли у ребенка трудности, опасения, страхи;

    Возникаю т ли проблемы со сном, укладыванием спать или подъёмом;

    Как ведет себя ребенок в группе, есть ли у него привязанности, с кем он чаще играет;

    Что делает ребенок, когда он расстроен, испуган, сердит;

    Как ребенку нравится, чтобы его утешали, как он откликается на ласку; 

                  Есть ли особые способности, навыки, интересы;

    Какие у ребенка любимые игры и занятия, игрушки или предметы;

    Как изменялся ребенок во время пребывания в учреждении.

Так же  на стенде размещены рекомендации для приёмных родителей на тему: 

«Что поможет взрослому при знакомстве с ребенком».

    При разговоре повернитесь лицом к ребенку;

    Сохраняйте контакт глазами;

    Будьте внимательны к сигналам ребенка, проявлениям дискомфорта;

        Помните, что ваша поза и положение по отношению к ребенку являются первыми 

и самыми сильными сигналами  о том, насколько, вы готовы смотреть, слушать и взаимодействовать с ребенком;

    Эмоциональная сдержанность может помочь вам (не перегружайте ребенка своими эмоциями).


В заключении хочется сказать, что весь коллектив дома ребенка оценивает особенности 

течения адаптации и объединяет свои усилия, чтобы облегчить процесс привыкания ребенка 

к условиям учреждения. Однако, многое можно сделать, имея соответствующие знания 

и желание обеспечить ребенку возможность социальной адаптации.

                     Литература:

1         Диагностическая классификация нарушений психического здоровья и развития 

          у детей от рождения до 5 лет / Под. Ред. Аникиной В.О.– СПб: Издательско-Торговый Дом «Скифия». 2022 – 456 с.

2.             Дудкина И. Алгоритм работы с детьми с ОВЗ, их родителями и педагогами в период адаптации // 

          Справочник-педагога психолога. 2025. № 9.С. 46-50

3        Микиртумов Б.Е., Кошавцев А.Г., Гречаный С.В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста/ 

          Б.Е. Микиртумов, А.Г. Кошавцев, С.В. Гречаный. – СПб: Питер, 2001. – 256 с.

4        Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Диагностика развития детей раннего возраста. 

          Развивающие игры и занятия /  К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 80 с.

5        Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология словарь / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – 2-е изд., 

          испр. и доп. – М. 1990 – 494 с.

6        Развитие и воспитание детей в домах ребенка: учеб. Пособие для системы послевуз. Проф. 

          образования врачей педиатров / В.А. Доскин и др. – М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. – 375 с.

Версия для печати
О Нас · Лечебная деятельность · Педагогическая деятельность · Рекомендации психолога · Попечительский совет · Защита и обработка персональных данных · Безопасность и антитеррор · Школа приемных родителей · Усыновление · Питание детей · Доступная среда · Охрана труда  · Отчеты о деятельности Дома ребенка. · Спонсоры · Первичная профсоюзная организация · Противодействие коррупции · Родителям · Нужды Дома ребёнка · Новости · Вакансии · Карта сайта · Поиск
Разработка сайта : Дизайн-студия Business sites on-line    
Работает на: Amiro CMS