Наш адрес : Загребский бульвар, дом 42
Телефоны : +7 (812) 778-63-11, 778-40-06
Государственное казённое учреждение здравоохранения
 
  О Нас
  Лечебная деятельность
  Педагогическая деятельность
  Попечительский совет
  Целевая подготовка специалистов
  Защита и обработка персональных данных
  Безопасность и антитеррор
  Школа приемных родителей
  Усыновление
  Доступная среда
  Охрана труда
  Отчеты о деятельности Дома ребенка.
  Спонсоры
  Первичная профсоюзная организация
  Противодействие коррупции
  Родителям
  Нужды Дома ребёнка
  Новости
  Вакансии
  Гостевая книга
  Обращение к главному врачу
  Контактная информация
  Оценка качества оказания услуг
 
Войти под своим логином
Восстановление забытого пароля
Регистрация на сайте
 

Лента новостей

10.04.24 

10.04.24 

08.04.24 

08.04.24 

08.04.24 

05.04.24 


Архив новостей

20.01.16   Наши публикации.

 

Характеристика детей младенческого и раннего возраста с комплексными нарушениями.

У детей младенческого возраста с комплексными нарушениями часто имеет место диффузное поражение ЦНС, которое обусловливает низкую психическую активность, что выражается в сниженной реакции на внешние раздражители, малой эмоциональности, пассивности ребенка, непродолжительном удержании внимания.

Во-первых, это приводит к нарушению контакта. Пассивное поведение ребенка, наряду с его болезненностью, часто способствует тому, что родители также становятся пассивными в общении и, таким образом, усиливается сенсорная и возникает эмоциональная и социальная депривация.

Во-вторых, низкая психическая активность негативно влияет на моторное развитие ребенка, особенно при сочетании с двигательными или глубокими зрительными нарушениями. Задержка развития локомоторных навыков и зрительно-моторной координации препятствует накоплению сенсорного опыта, освоению внешнего пространства и развитию навыков действия с предметами.

В-третьих, познавательное развитие затруднено сниженным интересом ребенка к окружающим предметам, трудностями фиксации взора и прослеживания, слухового сосредоточения и локализации звука.

У детей снижена способность к подражанию, задерживается предречевое развитие, которое в норме во втором полугодии приобретает отчетливую коммуникативную направленность. Недостаток сенсомоторных впечатлений и навыков предметной деятельности может восполняться детьми стереотипными действиями с соской, движениями руками, раскачиванием головой и и туловищем и т.п.

Впрочем, необходимо отметить, что комплексные нарушения у детей для младенческого возраста не всегда включают органическое поражение головного мозга, приводящее к выраженной задержке психического развития. Наблюдаются и такие младенцы, которые имеют глубокие нарушения зрения, слуха, легкие двигательные нарушения в разных сочетаниях, но уже во втором полугодии жизни демонстрируют хорошую познавательную активность, эмоциональность, стремление к общению и изобретательность в способах коммуникации, передвижения и обследования окружающего пространства.

Детей раннего возраста (2-3 г.ж.) с комплексными нарушениями можно разделить на следующие группы.

1. Дети с сохранными возможностями интеллектуального развития и легкими или умеренными нарушениями в сенсорной, моторной, познавательной сфере.

Такими нарушениями можно считать легкую и умеренную тугоухость (Iи II степени), умеренное слабовидение, при котором ребенок, опираясь на зрение, берет предметы, действует с ними и ориентируется в пространстве помещения при передвижении; легкую степень двигательных нарушений, задержку темпов психического развития резидуально-органического генеза. При этом на первое место выходит задержка психомоторного развития, которая на первый взгляд похожа на задержку развития резидуально-органического генеза.

Как правило, такие нарушения диагностируются как комплексные только на 2-м, 3-м году жизни или позже, а до этого момента расцениваются родителями и врачами, как нарушение в какой-либо одной сфере.

По мере взросления ребенка увеличиваются требования к нему, и тогда становится заметным отставание малыша от сверстников с единичными нарушениями.

Не только при тяжелых, но и при негрубых сенсорных нарушениях возникает сенсорный голод, для восполнения которого маленькие дети прибегают к стимуляции, играя со светом, разглядывая светящиеся предметы, включая звучащие игрушки, стуча и прислушиваясь к вибрации, прислоняясь к колонкам музыкального центра и т.п.

По причине умеренных сенсорных нарушений может замедляться моторное развитие, быть неуверенной походка. У детей с сенсорными нарушениями замедлены процессы восприятия, при этом ограничен объем внимания.

2. Дети с тяжелыми сенсорными, моторными и другими нарушениями и сохранными возможностями интеллектуального развития.

Особенности их развития определяются в большей мере ведущим (наиболее тяжелым) дефектом и связанными с ним ограниченными возможностями и особыми способами и средствами восприятия окружающего мира и взаимодействия с ним. Для таких детей в большей или меньшей степени самостоятельная целенаправленная деятельность по исследованию и овладению окружающим пространством и предметами, избирательность и «откликаемость» в контакте, способность к диалогу при адекватно найденных средствах коммуникации, достаточно разнообразные и выразительные эмоции.

3. Дети с комплексными нарушениями, включающими тяжелую задержку развития церебрально-органического происхождения, которые имеют ограниченные возможностями компенсации других имеющихся нарушений.

Они плохо пользуются даже относительно сохранными зрительными, слуховыми и двигательными возможностями. Такие дети долго не отличают близких людей от чужих, остаются пассивными в контакте. Предоставленные сами себе, они занимаются стереотипными действиями, аутостимуляцией.

При тяжелом органическом поражении ЦНС и наследственных синдромах ситуация развития часто осложняется выраженными неврологическими нарушениями (гидроцефальным, судорожным синдромом и др.), соматическими нарушениями (нарушениями питания, отставании в физическом развитии, пороками и хроническими заболеваниями внутренних органов, эндокринной патологией, ортопедической патологией).

Сопровождение семьи ребенка с комплексными нарушениями.

Сопровождение семьи – практика, предполагающая активное включение близких взрослых ребенка во все мероприятия коррекционно-развивающей работы, т.к. полноценное общение с близкими взрослыми является необходимым условием полноценного психического развития. В случае, когда возможность достижения возрастной нормы невелика, родители ежедневно сталкиваются со значительными трудностями в воспитании малыша:

· трудностью принятия родителями ситуации появления в семье «Особого» ребенка (зачастую родители не могут ее самостоятельно «прожить», «встроить» в свой эмоциональный и интеллектуальный опыт).

· сложностью интерпретации поведения ребенка, связанной с трудностью распознавания и неоднозначностью поступающих от него сигналов;

· частичной или полной невозможностью регуляции поведения ребенка;

· отношением окружающих к тому, что в семье растет ребенок с нарушениями в развитии;

· ограниченностью ресурсов, которые современное общество готово предложить родителям, и др.

При таком комплексе проблем помощь специалистов должна заключаться, прежде всего в том, чтобы, учитывая потребности и возможности конкретной семьи, помочь родителям «увидеть» ребенка, показать его особые нужды, способы их удовлетворения, научить близких взрослых видеть задачи развития и возможности их реализации в повседневной жизни.

Особенности медицинской помощи.

В первые месяцы жизни ребенка главной задачей является его обследование, лечение и выхаживание с целью, как можно более полного восстановления нарушенных структур и функций организма, налаживания питания, обеспечения нормальной прибавки в росте и массе тела. Основную роль в этом играет стационарное лечение, которое может требовать повторных курсов, проводимых в больницах разного профиля. В период после госпитализаций или между ними родителям необходимо выполнять рекомендации врачей, посещать разных специалистов для уточнения медицинского диагноза, динамического наблюдения и лечения.

В зависимости от количества и тяжести нарушений состояние ребенка раньше или позже стабилизируется в течение первого года его жизни, интенсивность лечения постепенно снижается и принимает характер восстановительного и поддерживающего.

В этот период начинает возрастать роль психолого-педагогической коррекции имеющихся нарушений психофизического развития. Врач, являющийся членом команды специалистов, занимающихся этой коррекцией, оценивает физическое развитие ребенка, тщательно изучает все имеющиеся отклонения со стороны внутренних органов, опорно-двигательного аппарата, нервной системы, органов чувств, знакомится с проводимым лечением.

Особенно важной задачей является выявление тех причин, которые в данный период времени могут явиться наибольшим препятствием к успешной педагогической коррекции, вследствие того, что они мешают ребенку продуктивно заниматься, вызывая повышенную утомляемость, вялость или расторможенность, повышенную возбудимость, особую чувствительность ребенка. Это может быть связано с характером первичных нарушений так и с сопутствующими заболеваниями.

Соответственно, врач назначает или корригирует лечение и, участвуя в разработке индивидуальной программы воспитания и обучения, дает рекомендации по режиму, интенсивности, продолжительности и содержанию занятий, организации среды и т.д.

Важной особенностью медицинского сопровождения является периодическое наблюдение за детьми во время занятий. Это дает возможность лучше оценить функциональные возможности ребенка в разных сферах деятельности и имеющиеся у него трудности, а также адекватность педагогического воздействия его физическому и психическому состоянию.

Немаловажное значение имеет общение врача с родителями. Врач должен помочь родителям понять место и характер лечения в общем процессе воспитания, объяснить значение педагогической работы для здоровья и развития малыша.

Психолого-педагогическая помощь.

Помощь детям с комплексными нарушениями в младенческом и раннем возрасте имеет свои особенности. Она может быть начата сразу после рождения ребенка в условиях стационара. Существующий опыт такой работы убедительно показывает целесообразность раннего начала и хорошие результаты работы педагогов и психологов с новорожденными младенцами.

Основной задачей работы с детьми младенческого и раннего возраста с комплексными нарушениями развития является адекватным состоянию и возрасту ребенка эмоциональная, моторная и сенсорная стимуляция, вызывающая положительные ответные реакции, пробуждающая интерес к окружающему миру и, в первую очередь, к обращающемуся с ребенком взрослому человеку.

Развитие ребенка с комплексными нарушениями часто идет своеобразным путем, при этом могут быть пропущены определенные его стадии. При проведении коррекционной работы важно помнить о необходимости прохождения всех стадий развития в той степени, в какой это доступно для конкретного ребенка.

В случае выраженных нарушений в развитии в первую очередь важна не правильность выполнения какого-либо действия, а само его существование, возможность воспринимать окружающий мир, передвигаться любым доступным ребенку способом, максимально полно участвовать во всех режимных моментов, общаться при помощи доступных ребенку средств.

Работа с детьми раннего возраста в основном направлена на то, чтобы у ребенка появилась возможность в доступных для него пределах получать разнообразный сенсорный и моторный опыт. Этому способствуют всевозможные формы коммуникации, совместные со взрослым действия и совместное эмоциональное переживание происходящего, возможность принимать посильное деятельное участие в событиях повседневной жизни.

Литература.

1. Алясимовская В. Ясли – это серьезно. – М.: ЛИНКА-Пресс, 1999г.

2. Галанова А.С. Психическое и физическое развитие детей от года и до 3-х лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. – М.: АРКТИ, 2000г.

3. Григорьева Г. И др. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению детей до 3-х лет. – М.: Просвещение, 2000г.

4. Лупан С. Поверь в свое дитя. – М.: ЭЛЛИС-ЛАК, 1993г.

5. Журналы: Дошкольное воспитание. 2002г. №8, 2002г. №11. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития №3 2014г.



Список новостей

Версия для печати
О Нас · Лечебная деятельность · Педагогическая деятельность · Попечительский совет · Защита и обработка персональных данных · Безопасность и антитеррор · Школа приемных родителей · Усыновление · Доступная среда · Охрана труда  · Отчеты о деятельности Дома ребенка. · Спонсоры · Первичная профсоюзная организация · Противодействие коррупции · Родителям · Нужды Дома ребёнка · Новости · Вакансии · Карта сайта · Поиск
Разработка сайта : Дизайн-студия Business sites on-line    
Работает на: Amiro CMS